Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
«Приоритетные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в образовательном пространстве Волгодонского района» (Доклад заведующего Отделом образования Кузнецовой Л.В. на августовской конференции 26.08.2011 г.)
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

PDF Печать E-mail

«Приоритетные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в образовательном пространстве Волгодонского района»

Доклад заведующего Отделом образования администрации Волгодонского района Кузнецовой Л.В. на августовской педагогической конференции 26 августа 2011 года

Современная школа – большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из них по-разному несет свою меру ответственности перед обществом за то, какое образование дает данное учебное заведение.

Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка, человека.

В 2010-2011 учебном году школы нашего района, несомненно, сделали существенный шаг вперед в направлении обеспечения качественного, эффективного, доступного образования, что является одним из основных требований и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», и модернизации образования. Для их успешной реализации необходимо внедрить новые механизмы управления, которые изнутри и извне (со стороны потребителей) стимулируют систему образования к повышению результативности и качества услуг.

Образовательная система  Волгодонского района в 2010 – 2011 учебном году представлена совокупностью 39 образовательных учреждений, позволяющих осуществлять дошкольное, среднее общее и дополнительное образование:

  • 18 общеобразовательных учреждений, в которых обучались 3128 учащихся;
  • 19 дошкольных образовательных учреждений, с численностью 1063 ребенка;
  • 2 образовательных учреждения  дополнительного образования детей, в которых занималось 897 человек.

Численность учителей в общеобразовательных учреждениях составляла 224 чел., в дошкольных учреждениях – 108.

Президентская   образовательная  инициатива «Наша новая школа» осуществляется по пяти основным направлениям.

Муниципальная система оценки качества образования включает годовые контрольные работы в 4 классах, государственную (итоговую) аттестацию в 9 и 11 классах. Результаты годовых контрольных работ за курс начальной школы показывают достаточно высокий уровень качества  начального общего образования: по русскому языку уровень обучения учащихся составляет 99,95% , качество обучения-65,8%; по математике уровень обучения -100%, качество обучения -69,38% по окружающему миру уровень обучения-99,95%, качество обучения 79,94%.

За курс основного общего образования государственная (итоговая) аттестация проводится в традиционной и новой формам. В апробации государственной (итоговой) аттестации с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2011 году приняли участие 17 общеобразовательных учреждений района.  Проведены выпускные экзамены в новой форме не только по обязательным предметам русскому языку (303 ученика 99%), математике (294 ученика 96%), но и по предметам по выбору обществознанию (31 ученик 10%), биологии (19 человек 6,2%), географии (15 учеников 5%), физике (6 учеников 2%), химии (5 учеников 1,6%), истории (2 ученика 0,65%), литературе (2 ученика 0,65%). Количество школ, участвующих в апробации остается стабильным, доля выпускников - участников  ГИА-9 увеличивается. Это позволяет отработать модель независимой оценки качества общего образования.

Сравнительный анализ результатов ЕГЭ выпускников района по обязательным предметам со средними результатами по Ростовской области позволяет сделать выводы о положительной динамике среднего тестового балла  по русскому языку, математике, английскому и немецкому языкам, физике, химии, обществознанию, истории по сравнению с прошлым годом.

15 кандидатов на получение золотых и серебряных медалей успешно сдали все экзамены.

Нельзя не отметить, что результат сдачи ЕГЭ напрямую зависит от квалификации учителя. Как и подготовка победителей олимпиад.

В муниципальном этапе  всероссийской олимпиады школьников в 2010-2011 учебном году приняли участие 190 чел. Из них 17 стали призерами, в  региональном этапе – 10 человек, из них 1 обучающийся Романовской СОШ стал призером по обществознанию.

В районе сформирован и ежегодно обновляется банк данных одаренных детей. Лучшие представляют район на региональном, всероссийском и международном уровнях.  В мероприятиях международного уровня наши школьники завоевали 3 призовых места, во всероссийских -3, в областных -23, в районных -15, в зональных областных -16.

По итогам года 713 учащихся награждены благодарственными письмами, дипломами, сертификатами, ценными подарками различного уровня.

В районе ведется системная работа  по созданию условий, способствующих развитию у детей как общих, так и специальных способностей. В дошкольных учреждениях района функционирует 75 кружков на бесплатной основе, охват кружковой и студийной работой составляет более 900 воспитанников. В школьных кружках  -  2245 учащихся, удельный вес от общей численности школьников – 75%.  Дополнительным образованием охвачены 897 человек (что составляет более 30% от общего числа школьников), которые занимаются на базе учреждений дополнительного образования по направлениям детского творчества и различным видам спорта. Система дополнительного образования детей направлена на формирование у обучающихся базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования. Взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями позволяет создать интегративное образовательное пространство, которое способствует оптимальному   переходу на стандарты второго поколения.

Учреждениям дополнительного образования нелегко выживать сегодня, но результаты их работы подтверждают: без них не обойтись, нельзя оставить детей на улице, ведь они охотно посещают  спортивную школу, клубы, кружки и добиваются отличных результатов, приносят славу району.

С 2009 года общеобразовательные учреждения Волгодонского района перешли на новую систему оплаты труда, направленную на результат. Для материальной поддержки учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» произведены выплаты на ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в сумме  1 789 300 руб. за счет средств федерального бюджета. Практическое  решение задачи подготовки педагогических и управленческих кадров Волгодонского района к реализации новой образовательной стратегии обеспечивает инновационная модель дополнительного профессионального образования, разработанная и реализуемая на базе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Информационно-методический центр осуществляет мониторинг непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников.

Новое качество подготовки работников образования, прошедших обучение в 2011 году, прежде всего, определено изменениями содержания и количества дополнительных профессиональных образовательных программ. Проблематика образовательных программ в блочно-модульной технологии переориентирована на анализ и проектирование конкретной деятельности педагога и управленца по освоению и реализации стратегии Нашей новой школы: федеральные государственные  образовательные стандарты, оценка качества образования в условиях ЕГЭ и ГИА, одаренные дети, духовно-нравственное воспитание, здоровье-охранное образование; число обученных по этим направлениям составило 129 человек; по информационным технологиям обучение прошли 25 человек.

Апробируемая практика экономического регулирования деятельности в системе повышения квалификации становится реальной  предпосылкой для перехода на индивидуальный персонифицированный сертификат педагога и накопительную систему организации повышения квалификации.

Удельный вес численности педагогических работников, в 2010/2011 учебном году прошедших курсы повышения квалификации, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений составил 22%,  персонифицированную модель повышения квалификации – планируется апробировать в 2012г.

В целях повышения качества управления  системой   образования    в  Ростовской области реализуется комплексный проект «Региональная школа управления». Основу этого проекта составило обучение управленческих кадров в рамках федерально-региональной программы «Современный образовательный менеджмент». В  2011 году по этой программе подготовлено 9 человек

35 педагогов школ и 31 работник дошкольных учреждений Волгодонского района приняли участие в работе  областных совещаний, конференций, семинаров. Педагоги района  на протяжении всего года участвовали в работе педагогических сообществ на Интернет – сайтах, принимали активное участие в  районных и областных профессиональных конкурсах.

Учитель физики и информатики  МОУ: Потаповская СОШ (М.М.Скляров),  принял участие в муниципальном туре конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и стал участником регионального тура.

В ходе проведения ежегодной учебно-практической конференций «Поиск и творчество», посвященной 50-летию со Дня полёта человека в космос, на рассмотрение экспертных комиссий было представлено 11 работ педагогов в номинации «Учитель - учителю» и  51 работа учащихся ОУ района. Победителями данного конкурса стали 6 учителей и 17 учащихся, лауреатами – 5 учителей и 20 учащихся района.

В апреле 2011 прошел районный конкурс «Учитель года Волгодонского района-2011».

Победителями стали:

  • в номинации «Призвание»-  Напреенко Владимир Викторович, учитель физической культуры МОУ: «Октябрьская СОШ»;
  • в номинации «Самый классный классный» - Котляр Юлия Георгиевна, классный руководитель 7 класса  МОУ: Рябичевская СОШ;
  • в номинации «Педагогический дебют» - Белова Инга Сергеевна, учитель физической культуры МОУ: Лагутнинская СОШ;
  • в номинации «Моя вторая мама» - Оленюк Татьяна Николаевна, воспитатель МДОУ – ЦРР д/с №1 «Малыш».

За результативную деятельность 135 педагогов награждены Почетными грамотами Отдела образования, 55 – грамотами Главы Волгодонского района, 30 – грамотами министерства общего и профессионального образования Ростовской области, 47 – грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации,  26 нагрудными знаками «Почетный работник образования»,  2 удостоены звания «Заслуженный работник образования».

Тревожной остается тенденция «старения педагогических кадров», удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений составляет 13,5%.

В районе ведется системная работа по формированию современной школьной инфраструктуры Выполнен капитальный ремонт МДОУ общеразвивающего вида д\с № 16 «Малышок» (п. Мичуринский); получена положительная экспертиза проектно-сметной документации на строительство дошкольного учреждения на 110 мест в ст. Романовской; ведется поэтапный капитальный ремонт спортивной школы, проведена ревизия  водоснабжения, канализационной и отопительной систем всех ОУ, ведется ремонт отопительной системы и перевод на газ  МБДОУ «Березка» х. Ясырев. Из средств местного бюджета в детские сады приобретено технологическое оборудование, бытовая и оргтехника, хозяйственный, мягкий инвентарь, посуда, медикаменты. Из основных средств приобретены водонагревательные приборы, электроплиты, газовые котлы, насосные станции на сумму свыше 1 миллиона рублей.

100 % муниципальных образовательных учреждений оснащены автоматической пожарной сигнализацией. Все муниципальные общеобразовательные учреждения оборудованы системами оповещения людей о пожаре, обеспечены первичными средствами пожаротушения в полном объеме и в соответствии с требованиями.

В 2010-2011 учебном году приобретено образовательными учреждениями за счет средств областной субвенции  7 906 экземпляров учебников на общую сумму 1 139 054  рублей. Процент новых учебников  от общего фонда учебной литературы составил 38,4 %. (в 2009-2010 учебный год -  31,2 %), обеспеченность учащихся  новыми учебниками от числа потребности  в них - 81 % (2009-2010 учебный год - 60 %).

Все школьные библиотеки  оснащены компьютерами, шесть из них имеют дополнительные компьютеры для читателей. Выход в Интернет – у  семи школьных библиотек.

За последние годы в общеобразовательных учреждениях реализован комплекс мер по информатизации системы образования. Создана необходимая инфраструктура для использования    информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе:

  • в общеобразовательных учреждениях 382 компьютера, из них 294 используются непосредственно в образовательном процессе;
  • показатель оснащенности образовательных учреждений компьютерами составляет 10 обучающихся на один компьютер.

Ежемесячно осуществляется мониторинг обеспеченности общеобразовательных учреждений услугой доступа к сети Интернет  и использования Интернет-ресурсов в образовании. Все общеобразовательные учреждения района обеспечены услугой доступа к сети Интернет. Возможность доступа к сети Интернет со средней скоростью 128-216 кбайт. имеют все 39  образовательных учреждений, помимо этого 6 средних школ имеют скорость Интернет  до 512 кбайт.

Проведён анализ состояния базы школьных компьютеров, используемых в учебном процессе. В соответствии с  областной долгосрочной целевой программой «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010-2013 годы» заложены средства на закупку компьютерного оборудования для общеобразовательных учреждений с целью обновления устаревшего компьютерного оборудования в размере 4 млн. рублей на 2011 год.

Министерством общего и профессионального образования Ростовской области  организована работа по комплектованию книжных фондов библиотек муниципальных общеобразовательных школ по курсу «Основы православной культуры» за счет средств областного бюджета (в 2010-2011уч. году на эти цели было направлено 279 600 рублей).

В целях создания равных условий для получения качественного общего образования детьми района независимо от места проживания осуществляется подвоз обучающихся II и III ступени из малокомплектных сельских школ к базовым (опорным) школам, в которых концентрируются материально-технические и кадровые ресурсы.

По результатам анализа состояния парка в 7 школах района для подвоза учащихся имеется 15 автобусов. В ноябре этого года за счет средств областного бюджета планируется приобрести 3 школьных автобуса (для Романовской, Лагутнинской и Потаповской школ), что позволит произвести замену школьных автобусов, не соответствующих требованиям безопасной перевозки детей.

В 2011 году на поддержание и улучшение системы обеспечения пожарной безопасности, систем предотвращения пожара, противопожарной защиты, комплекса организационно-технических мероприятий  муниципальных общеобразовательных учреждений из местного бюджета выделено свыше 700 тыс. рублей.

Интенсивность учебного процесса, объективный рост удельного веса информационных технологий обостряют проблему сохранения здоровья учащихся. Школа должна представлять собой такую среду, где здоровье ученика находится не в зоне риска, а в зоне развития. Приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области введен 3-ий час физической культуры в 1-11 классах.

С введением ФГОС в дошкольных  образовательных учреждениях разработаны программы физкультурно-оздоровительной работы. В образовательный процесс внедрены здоровьесберегающие технологии и специализированные образовательные программы «Физическая культура – дошкольникам», «Крепыш», «Театр физического воспитания», «Здоровый ребенок». Более 40 воспитанников получили квалифицированную помощь узких специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов. С целью пропаганды физической культуры и спорта,  здорового образа жизни общеобразовательными учреждениями Волгодонского района совместно с учреждением дополнительного образования детей спортивной направленности в 2011 году проведены спортивные праздники, посвященные культивируемым видам спорта –футболу, мини-футболу, волейболу, вольной борьбе, дзюдо, самбо, греко-римской борьбе, боксу, «Безопасное колесо», «Мама папа, я - спортивная семья», «День здоровья» и др.

С целью развития массового физкультурно-спортивного движения в образовательных учреждениях всех типов и видов, привлечения учащихся к регулярным занятиям физкультурой и спортом  проводятся мероприятия в соответствии со всероссийским и областным календарем спортивно-массовых и организационно-методических мероприятий:

  • спартакиада среди общеобразовательных школ  области по 7 видам спорта. В целом в спартакиаде школьников принимают участие более 80% обучающихся школ района;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия по  легкой атлетике, настольному теннису, волейболу, баскетболу, мини-футболу;
  • областная  акция «Спорт – против наркотиков»,  состоящая из спортивных мероприятий.

В  образовательных  учреждениях организовано проведение Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», которые стали приоритетными направлениями в деятельности каждого образовательного учреждения по организации и проведению внеурочной физкультурно-спортивной работы с обучающимися.

Проведенный анализ состояния организации питания школьников в ОУ показал, что в общеобразовательных учреждениях питаются  2459  человек (80% от общего числа обучающихся), по сравнению с прошлым годом этот показатель увеличен на 1%. Горячее питание организовано в Дубенцовской, Лагутнинской, Мичуринской, Октябрьской, Побединской, Потаповской, Романовской, Рябичевской, Краснодонской, Большовской, Пирожковской и Морозовской школах. В оставшихся 6 школах оборудованы специальные помещения для раздачи пищи и реализации буфетной продукции. Здесь в меню включены: чай, сок и хлебобулочные изделия. Из общей численности учащихся, питающихся в школе,  только 23,4% питаются на средства родителей; 76,5% учащихся получают бесплатные завтраки из расчета 15 руб. в день на каждого учащегося из малообеспеченной семьи.

В муниципальном обра­зовании работают межведомственные лекторские группы, в состав которых входят специалисты медицинских учреждений, органов внутренних дел, наркоконтроля, психологи. Образовательными учреждениями в сотрудничестве с районными отделами профилактики, межведомственными лекторскими группами, систематически проводятся Дни и недели здоровья, беседы с обучающимися по профилактике наркомании, алкого­лизма.

Оздоровление и отдых детей организованы во время весенних, летних и осенних каникул. В летний период работало 12 лагерей с дневным пребыванием детей с общей численностью 360 человек. 30 детей, находящихся под опекой отдохнули в лагере на Азовском море, в санаториях Ростовской области и Краснодарского края.

Банк данных о потребности образовательных учреждений района в создании безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов сформирован. Согласно проведенному мониторингу в Волгодонском районе детей-инвалидов – 90 человек. Детей – инвалидов школьного возраста (от 7 до 18 лет ) – 62 человека, из них 30 человек посещают массовую школу, 17  обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 9 человек обучаются на дому, в том числе 1 по специальной (коррекционной) программе, 6 детей-инвалидов не подлежат обучению по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Дети-инвалиды, обучающиеся в массовой школе, получают образовательные услуги в соответствии с учебным планом и по учебно-методическим комплектам общеобразовательной школы, обучающиеся на дому осваивают образовательные программы по индивидуальным учебным маршрутам.

В районе много хороших детских садов, и что характерно каждый из них имеет свой особый стиль работы. Самые главные проблемы в дошкольных учреждениях – это укрепление материально-технической базы, пожарной и антитеррористической безопасности. Очень хотелось бы, чтобы дошкольные учреждения тоже участвовали в национальном проекте.

В преддверии нового учебного года каждый из нас должен помнить: Мы должны создать условия комплексной безопасности детей. В этом плане сделать предстоит очень много, все только начинается.

Профессию учителя часто сравнивают с профессией врача,  делающего свое благородное дело в соответствии с клятвой Гиппократа. У педагогов такой клятвы нет, но по аналогии с врачами не может не быть  кодекса профессиональной этики и чести. Можно сколь угодно доказывать, что, мол, дети нынче не те, что в обществе стало больше прагматизма, двойных стандартов и так далее. Но потому и считается учительская работа едва ли не самой благородной на свете, что смысл ее в создании личности ученика личностью учителя.

Подробнее об августовской педагогической конференции...

 
Система Orphus
ministerstvo-ro
moro
rosobr
profsouz
openclass
obhee_delo
_1_
binom
dgpb
PROSV_SM
drofa
informika
spectr
examen
fcpro
standart
m173
dop_obr

pdchilds

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!